Трехсложные размеры в силлабо-тонике

АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа, в которой ударным является средний слог, как, напр., «разумный». 1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Но здесь в каждой строке одна ярко выраженная цезура посередине, и две, каждая из которых делит кусочки строки ещё на две части. Причём самая последняя часть каждой строки — это уже амфибрахий!

В предыдущей лекции мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб. А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий. Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.

Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции. Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. На следующих уроках мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Дактиль — он первый размер из трёхсложных, Пальцем считать ударения можно. Первый, четвёртый, седьмой и десятый Слоги ударные в строчке крылатой.

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный — желЕзо. Второй из трёхсложных размер — амфибрахий. Здесь в каждой стопе ударение в центре. Ударные слоги в кольце безударных Укрыты от зноя, дождя и от ветра. Секрет амфибрахия в слове «железо», Оно нам не менее злата полезно.

Верхний — это два слога, один из которых ударный. Нижний — это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти «этажи» называются стопами. Х стоит первым в стопе из двух слогов. Ан — последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Трехсложные размеры в силлабо-тонике

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939. 2) Тип силлаботонического метра. В стопах этого метра – по три слога, второй из которых ударный.

Смотреть что такое «Амфибрахий» в других словарях:

Из возможных ипостас амфибрахия (см. слова Ипостаса и Дактиль), указанных Валерием Брюсовым в его «Науке о стихе», отметим в виде примера ипостасу антибакхием. Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог долгий, а крайние два короткие; напр.: По синим волнам о кеана. Два общих правила: &nbsp &nbsp — cчитайте стопы, сильные места, ударения, в конце концов, если вы не чувствуете правильности размера. Количество стоп в зарифмованных строках должно либо совпадать, либо соответствовать.

Что должен знать ученик по литературе

Основным правилом его было равенство ударных слогов в стихотворных строках. Рифмы, в основном, использовались женские, после 5-7 стопы ставилась цезура. Чистое тоническое стихосложение в русской литературе не получило распространения. В тоническом стихосложении ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударений в стихотворной строке. И, наконец, мы приходим к типу стихосложения, который преобладает в русской поэзии и к которому нужно стремиться для того, чтобы стать более или менее неплохим поэтом — это силлабо-тонический тип.

Именно их мы рассмотрим в первую очередь. Кстати, стопа — это собственно ударный слог плюс сопутствующие ему безударные, дальше часто будет встречаться. В русском стихосложении наиболее употребимы (в порядке убывания): четырёхдольники, трёхдольники, двудольники, шестидольники, пятидольники.

И вам не рекомендую, если вы не достигли пределов совершенства в стихосложении. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и так далее). В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными.

Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее туда, куда следует. Тут пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку.

В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко). Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный. В хорее анакруза нулевая, в ямбе — односложная. Клаузула — это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их не было. Например, «венья», «ка», «менья».

Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Берём двусложный размер (ямб или хорей) и выкидываем из него каждое второе ударение. Пентон разработан Алексеем Кольцовым и употребляется только в народных песнях. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники.

Брахиколон — очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю, потому что 90% описываемых здесь размеров и строф неупотребимы в русскоязычной поэзии никоим образом.

Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Анакруза — это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть», «ал» и «дро»).

Еще интересное