Судьба косметики в аптеке

Средства этих «аптечных» групп должны составлять основу ассортимента косметики в аптеке. Многие открывают аптеки в формате дискаунтеров. В их содержании главными являются дополнительные услуги, оказываемые в аптеке, помимо основной — реализации товаров аптечного ассортимента. Какие товарные позиции косметических средств класса «масс-маркет» будут наиболее востребованы в аптеке? Не меняя законы, можно установить в аптеках диагностические аппараты.

Из-за инфляции и падения курса рубля рынок в рублевом исчислении растет, соответственно, увеличивается выручка аптечной сети, но давление на доходность остается, признает Тарасов. Единых рецептов выживания в условиях кризиса нет, каждая аптека сама решает, как оптимизировать работу, говорит Древаль. Аптечные сети нашли еще один способ сократить расходы – сдавая в субаренду часть площадей. Например, объявления о субаренде в аптеках корреспондент «Ведомостей» видел на двери нескольких аптек сети «36,6».

В компании рассчитывают, что средняя выручка с 1 кв. м в год составит 627 000 руб. (при среднем показателе по рынку 534 200 руб., данные Retailer Russia top-200). Можно пытаться оптимизировать ассортимент аптек и увеличить доходность не за счет низких цен и больших объемов продаж, а за счет продажи более доходной продукции.

Судьба косметики в аптеке

Еще около 20–30% – продажи БАДов, косметических средств и сопутствующих товаров, маржа на которые существенно выше, отмечает Древаль. Так, Pharma Distribution Group в марте – апреле 2016 г. собирается запустить новый формат по продаже парафармацевтики и органических лекарств. По ее данным, компания намерена открывать торговые точки по 40–60 кв. м в прикассовых зонах крупных торговых центров.

Обычный ритейл оттягивает от аптек и покупателей медицинских изделий: для их реализации не нужна лицензия. А так как ценовая конкуренция сейчас главная, лучшую цену на все товары покупатель и вовсе находит в интернет-магазине, сокрушается Неволина. Общий тренд на розничном рынке сейчас таков: доля косметики и парафармацевтики в сетях снижается, доля лекарств растет, резюмирует Тарасов из группы «Роста».

В большинстве сетей мы видим именно такой товар, уверена она. По ее оценке, сейчас аптечные сети получают 3–5% выручки за счет таких доплат от производителей.

Производители меньше платят за закрытую выкладку в дискаунтерах, при этом бонусы за объем основного лекарственного ассортимента частично это компенсируют, говорит Гусев, но цифр не называет. В любом случае по части платежей от производителей аптекам очень далеко до ситуации в других розничных сегментах, уверен Тарасов.

Информационно-консультационные услуги

Большинство аптек в мире выбирают другой путь, чтобы увеличить выручку: они развивают дополнительные услуги, замечает Неволина. Например, в Германии, по данным FIP, консультация провизора по подбору препаратов обойдется из расчета 8 евро за каждую упаковку.

В большинстве стран и отраслевые эксперты, и власти соглашаются с тем, что фармацевтический работник должен быть первым звеном в системе здравоохранения, и работают над этим, отмечает Ягудина. В некоторых странах, например в Ирландии и Португалии, аптеки бесплатно дают консультации, а государство компенсирует им расходы.

Расширение ассортимента товаров

Аптеки вполне могли бы получить лицензию на медицинскую деятельность и проводить простейшие манипуляции, объясняет Неволина, но, чтобы решить вопрос, требуется внести изменения в законодательство. Например, в одном из предприятий сети «Аптеки 245» в Тольятти установлен аппарат для денситометрии – измерения плотности костей с помощью ультразвука. Мы видим на примере других рынков, что это пользуется спросом, и начинаем думать о системном развитии в этом направлении», – говорит он, но услуги назвать отказывается.

Она напоминает, что оказывающие все эти услуги государственные аптеки, работающие в 83 регионах России, никаких преференций не получают. 5. Лекарственные средства для детей и подростков. Молодые мамы, бабушки и женщины, имеющие детей, в большинстве случаев обращают внимание на детский ассортимент в аптеке.

Решению этой задачи помогут соответствующая дифференциация детских товаров, рубрикация определенных групп в витрине, оформление указателей и шелфтокеров, использование различных рекламных средств. У современной аптеки в процессе работы с потребителями есть две основные проблемы: первая — это привлечение новых (потенциальных) покупателей; вторая — удержание своих постоянных (реальных) клиентов. К материальным услугам могут быть отнесены, например, услуги транспорта и т.д.

На российском рынке существует большое количество производителей, специализирующихся на продаже косметики в аптеках. Следует отметить, что включение в ассортимент аптеки парафармацевтической продукции напрямую зависит от позиционирования торговой точки и ее местонахождения.

Еще интересное