Методическое пособие

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Ниже представлены названия лопедических индивидуальных занятий, которые опубликованы на сайте «Школьный логопед». Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях. А в силу специфи ческого состояния психических процессов у детей с ОНР раз витие памяти, внимания, мышления, воображения — обязатель ная составляющая индивидуального логопедического занятия.

Структура, содер жание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия. На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организа ции и проведения. Логопед приносит на занятие посылку, отправитель кото рой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия.

Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Конечно, это далеко не полный список форм индивидуаль ных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Чаще всего к ребёнку требуется индивидуальный подход, который позволяет обратить внимание специалиста на его нарушения. Эта работа должна вестись постоянно и планомерно как логопедом, так и воспитателями и родителями. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука с механической помощью)

Сущность логопедического воздействия заключается в вос питании правильных и затормаживании неправильных навы ков с помощью специальной системы педагогического воз действия. У детей с общим недоразвитием речи нарушение произно шения в «чистом виде» не встречается.

В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком. Важно включать в занятия серии тре нировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания да ются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом вы полняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал. Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбу ки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда.

Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями. Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Ребенок повторяет за логопедом только движения. Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик» (рис. 3). По ходу работу логопед задает вопросы: Кого ты слепил? Ребенок. Кастрюлю снеговику смог надеть Денис. Логопед. Ребенок. Руки снеговику сделаем из веток. Логопед.

Ребенок по одной строчке повторяет стихотворение за логопедом. Логопед. Дети замерзли во время прогулки, побежали домой греться. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук , показывая его правильное звучание. Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Нет, веселая! Логопед. Логопед. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. За каждое со ставленное предложение логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.

Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ребенок поочередно берет картинки и называет. Логопед. Слон решил отправиться в гости к Белочке. Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий.

Работа непосредственно с одним ребёнком позволяет быстрее добиться результатов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями доступными их возрасту, эти дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими. Затруднения в выработке звуко вых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим при знакам, и в смешении звуков. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. Действи тельно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого.

Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали от крыть на занятии. Основной контингент, посещающие индивидуальные занятия, дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими в структуре дефекта и вторичные нарушения психических процессов (память, мышление, восприятие). Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

Еще интересное