Что входит в компетенцию Санитарного врача по гигиене детей и подростков

Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Гигиена питания (устар. В 1991 году был назначен начальником цикла военной и военно-морской гигиены Военно-медицинского факультета при Нижегородском медицинском институте. В январе 2003 г. кафедра общей гигиены, экологии с курсом радиационной медицины была переименована в кафедру общей гигиены, экологии и радиационной медицины. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: до­школьная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи. Гигиена молодежи — гигиена учащихся высшей школы (сту­дентов) и вечерних школ рабочей молодежи. Однако и в настоящее время в вопросах гигиены детского на­селения существуют серьезные проблемы. По мнению ученых, одной из причин этого в ряде случаев оказывается влияние неблагоприятной экологической ситуации.

Что входит в компетенцию Санитарного врача по гигиене детей и подростков

Филологическое происхождение гигиены связывается по греческой мифологии с богиней здоровья (Hygieinos) – дочерью Эскулапа. Гигиена – богиня здоровья – символ здоровья. Гигиена – медицинская, профилактическая дисциплина. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека. Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов.

Смотреть что такое «Гигиена детей и подростков» в других словарях:

Наряду с таким известным отрицательным фактором недостатка фтора в питьевых водах избыточная его концентрация (выше 1,5 мг/л) приводит к развитию флюороза. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Упор делали на излечение, или, во всяком случае, на уменьшение плохого здоровья, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней.

Борьба с болезнями детей

Общеизвестно, что гигиена возникла из потребностей клинической медицины. За развитие гигиены высказывались прежде всего представители клинической медицины, такие видные ученые, как М. Я. Мудров, Н. Г. Захарьин, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин.

Сами успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной. Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического.

Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. Эти болезни так и названы: профессиональные заболевания. Развитие гигиены идет по двум направлениям. С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология – наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.

Но, при этом, гигиена как наука сформировалась недавно. Первый период (древний) — в древнее время (Египет, Иудея, Греция и Рим). Интересен лишь разрозненными историческими фактами. Этот период характеризуется практической направленностью гигиены. В Греции упор делали в основном в области физической культуры, укрепления физических сил и красоты, и правил диететики.

Медико-санитарное обслуживание

В это же время в Греции возникают предпосылки к возникновению санитарных мероприятий, которые уже не являются личной гигиеной и преследуют цель оздоровления уже целых групп населения. После этого периода, в период средневековья, гигиена приостановила своё развитие. Эпидемии и пандемиичумы, натуральной оспы, сыпного тифа, гриппа, сифилиса опустошавшие страны сводили на нет тогдашние слабо развитые гигиенические достижения.

Этому способствовал и крайне низкий уровень санитарной культуры и просвещения. Крайне низкий уровень быта приводил к массовому развитию кожных, венерических и глазных болезней. Общественная санитария и санитарно-технические сооружения в этот период в городах практический отсутствовали.

Так в руинах городов обнаружены элементы благоустройства, водоснабжения и канализации. Издаются Азбуковники, «Изборник Святослава» с советами по личной гигиене и предупреждению болезней. Второй период (современный) развития гигиены начинается с начала XVIII века, с развитием промышленности и капитализма, ростом городов в Европе. В это время происходит становление гигиены как науки, также внедряются санитарные мероприятия.

При этом основной упор делался на личную гигиену. J. Frank в своём «System einer vollstandigen medizinischen Polizei» способствовал развитию государственного надзора, так называемой «медицинской полиции».

Основными методами практического применения гигиены на этом этапе были личные воздействия и убеждения. В России Пётр I прививает санитарную культуру. Второй этап (экспериментальный) характеризуется становлением и развитием общественной гигиены. Середина XIX века характеризуется промышленным ростом, либерализмом и демократией. Значительный вклад в развитие всех направлении гигиены внесли лабораторные исследования Макса Петтенкофера и его учеников.

Преподавание гигиены детей и подростков как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов

Так в Англии впервые широко начали применяться накопленные научные достижения гигиены. Установление причин эпидемии и связь их с теми или иными факторами привели к законодательному закреплению санитарных мероприятий. В этот период были внедрены водопроводы, очистка воды, сплавная канализация, очистка и дезинфекция стоков. Я верю в гигиену. Основателями научной гигиены в России стали А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман.

Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены детей и подростков также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений. Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. 2. Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах, причем смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов.

Еще интересное